Право на владение недвижимым имуществом обязательно должно быть подтверждено правоустанавливающими документами. Это особый вид юридической документации, без которой невозможно произвести никаких операций с недвижимостью. Существуют разные категории правоустанавливающих документов на недвижимое имущество. Все они имеют определённые особенности.
Понятие и особенности
Правоустановочными документами называют юридические бумаги, которыми подтверждается право собственности на имущество. Это могут быть договоры, акты, свидетельства или соглашения.
К подобным документам предъявляется ряд требований:
- соответствие нормам действующего законодательства;
- наличие персональных данных собственника;
- указание вида собственности;
- перечисление характеристик объекта недвижимости (кадастрового номера, точного адреса, размера жилплощади);
- отсутствие ошибок и исправлений;
- наличие печати или подписи компетентного лица. Например, нотариуса или сотрудника органа государственной власти.
Ранее точный перечень правоустанавливающих свидетельств и актов регламентировался Федеральным Законом № 122 (статьёй 17). В настоящее время эта статья утратила силу. Однако список бумаг, который был указан в этом нормативно-правовом акте, до сих пор можно считать действительным.
Правоустанавливающими бумагами могут быть:
- договоры дарения, мены, долевого участия или аренды недвижимости;
- свидетельства о вступлении в права наследства;
- акты приёма-передачи;
- соглашения между физическими или юридическими лицами;
- решения суда о признании права собственности;
- иные юридические свидетельства, оформленные в письменном виде.
Некоторых владельцев недвижимого имущества интересует, является ли договор купли-продажи правоустанавливающим документом. На этот вопрос есть однозначный ответ: он будет относиться к правоустанавливающим в том случае, если он оформлен в соответствии со всеми нормами законодательства.
Категории документов
Для разных сделок предусмотрены свои виды правоустанавливающих бумаг. Каждая категория имеет свои особенности оформления и использования. Сделка может быть признана законной только в случае соблюдения всех требований, предъявляемых к документам.
Типы договоров
Чаще всего сделки с недвижимостью производятся путём подписания договоров. Такой вид документа используется при проведении следующих операций:
- продажа недвижимости;
- обмен объектами;
- рента;
- участие в долевом строительстве;
- преобразование прав собственности;
- дарение.
Договор купли-продажи составляется в 3 экземплярах. По одному документу остаётся у продавца и покупателя имущества, третий предоставляется в регистрирующий государственный орган. Кроме этого, в договоре указывается подробная информация о полученной недвижимости. Если речь идёт о квартире, прописывается её местоположение, размер, количество комнат, стоимость объекта.
Договор мены подразумевает обмен одной квартиры на другую. Стоимость объектов не всегда одинакова. Поэтому, кроме стандартных пунктов, в договоре прописывается сумма, которую обязана оплатить одна из сторон.
Договор ренты подписывается, если собственник передаёт недвижимость другому лицу на основании регулярных выплат, то есть ренты. В договоре подробно прописывается сумма выплаты и сроки.
Достаточно часто заключаются договора о долевом строительстве. Такие сделки совершаются между физическим лицом и застройщиком. Договор будет являться правоустанавливающим, если в нём прописаны сроки сдачи недвижимости в эксплуатацию и технические характеристики приобретенной квартиры.
Право собственности может возникать вследствие приватизации недвижимости. Договор заключается между собственником и органами местного самоуправления. Соответствующая бумага также выдаётся органами местной власти.
Ещё одним распространённым видом передачи имущества является дарение. В отличие от других видов сделок, дарение осуществляется на безвозмездных условиях. Составлять подобный договор лучше при помощи профессионального юриста, так как любое нарушение требований к документу может привести к оспариванию права собственности.
Свидетельства и акты
Право владения нередко возникает вследствие наследования имущества. Для того чтобы свободно распоряжаться недвижимостью, необходимо получить свидетельство о вступлении в права наследства. Этот документ будет являться правоустанавливающим.
Свидетельство выдаётся через 6 месяцев после открытия наследственного дела. Затем его следует предъявить в отделение государственной регистрации и кадастра. Способ наследования в этом случае не имеет никакого значения. Новый собственник может получить имущество как по закону, так и по завещанию.
Акт приёма-передачи подтверждает выполнение обязательств, прописанных в договоре, всеми сторонами и является дополнительным правоустанавливающим документом. Передача права собственности может осуществляться после заключения соглашения между заинтересованными сторонами. Подобные соглашения оформляются в присутствии нотариуса.
Прочие виды
Существует ещё один тип документации — правоподтверждающие бумаги. К ним можно отнести свидетельства:
- подтверждающие право лица на владение и распоряжение недвижимостью;
- предоставляющие земельный участок в пожизненное пользование;
- на право бессрочного пользования земельным участком.
О том, какие документы являются правоустанавливающими, а какие — правоподтверждающими, можно узнать у профессиональных юристов или нотариусов. Действующим законодательством неограничен срок действия подобных документов. Прекратить действие свидетельств, актов и других бумаг может только вступивший в силу нормативно-правовой акт, в котором будет содержаться соответствующее требование.
Предыдущая