Получение наследства — сложный многоэтапный процесс. Самый сложный этап этого юридического процесса — сбор и предоставление документов для вступления в наследство. Дело осложняется тем, что в действующем законодательстве не прописан точный список документов для оформления наследства. Поэтому перед сбором бумаг нужно тщательно ознакомиться с положениями Гражданского Кодекса.

Реализация права наследования

Получить ценности от умершего родственника или знакомого можно 2 способами. Оба способа реализации прав наследования подразумевают сбор необходимых документов. От скорости и точности сбора документации зависят сроки получения переданного имущества. Итак, вступить в наследство можно:

  • через нотариальную контору;
  • обратившись в суд.

Вступить в права наследования можно при помощи завещания. Оно представляет собой официальный документ, заверенный нотариусом, в котором собственник добровольно передаёт своё имущество третьему лицу. Завещание позволяет в кратчайшие сроки получить недвижимость или иные ценности. Задача родственников предыдущего собственника упрощается тем, что нотариус сам сообщает о том, какие документы нужны для вступления в наследство. Кроме этого, получить ценности можно на основании закона, если среди наследников не возникает спорных вопросов.

Судебное разбирательство применяется для разрешения спорных моментов при разделе наследства. Например, если лиц, претендующих на имущество, несколько. Обращение в суд необходимо в случае наличия ошибок в документе или нарушений правил составления завещания.

Необходимая документация

Если составлено завещание, подать бумаги нужно в течение 6 месяцев после смерти наследодателя. Продлить эти сроки можно еще на полгода через суд, но только если есть уважительная причина. Подача документации осуществляется в нотариальную контору, которая занимается соответствующим наследственным делом.

Точный перечень документов для вступления в наследство зависит от категории передаваемого имущества, количества наследников и способа реализации прав.

Основные требования

В законодательстве прописан минимальный пакет документов, без которых невозможно получить переданные ценности. Следует подготовить:

  • паспорт;
  • свидетельство о смерти наследодателя;
  • завещание;
  • заявление на получение наследства;
  • документальные свидетельства, подтверждающие наличие родственной связи (нужны в случае наследования по закону).

Свидетельство смерти оформляется в загсе при предъявлении медицинской справки. В случае пропажи наследодателя при обстоятельствах, грозящих гибелью, справка оформляется через суд.

На завещании обязательно должны стоять пометки нотариуса о том, что предыдущий собственник не отменял своего решения и не переписывал содержание юридического акта. Заявление о вступлении в наследство составляется каждым человеком, претендующим на имущество. Образец этого документа, как правило, выдаёт сам нотариус.

Подавать требуемые бумаги может не только сам наследник, но и его законный представитель. В этом случае надо составить нотариальную доверенность и прикрепить её к прочей документации.

Получение недвижимости

Квартиры, частные дома, земельные участки считаются самыми дорогими частями передаваемого имущества. Поэтому необходимо собрать самый большой пакет документов для вступления в наследство. Для нотариуса нужно подготовить:

  • правоустанавливающие документы на недвижимость: свидетельства собственности, акты купли-продажи, договоры дарения;
  • справки с указанием лиц, проживающих в квартире или доме;
  • оценочные акты, в которых указывается приблизительная стоимость объекта;
  • выписка из ЕГРП для подтверждения отсутствия обременения на недвижимости.

Кроме этого, перед получением наследства нужно обратиться в ЖКХ и налоговую службу. Таким образом можно удостовериться в отсутствии задолженности по коммунальным счетам и налогам.

Другие категории имущества

Нередко в наследство оставляют транспортные средства. В этом случае к общему пакету бумаг нужно добавить паспорт автомобиля, оценочные акты, свидетельство о регистрации транспортного средства.

Завещать можно действующую компанию или её долю, ценные бумаги и денежные средства на банковских счетах. В зависимости от категории ценностей могут потребоваться:

  • выписки из реестра зарегистрированных предприятий;
  • уставные документы компании;
  • договоры с банком;
  • расчётные счета или реквизиты сберегательной книжки, вклада.

Все документы предоставляются только в оригиналах, к ним прилагаются копии. Бумаги важно предоставить вовремя. В них должны содержаться только правильные сведения. Наличие ошибок сделает получение наследства невозможным.

Если претендентов на имущество несколько, оно делится на всех с учётом условий завещания или установленного порядка наследования. Однако от полученных ценностей можно отказаться. Для этого также нужно составить официальный отказ, предоставив его нотариусу. В вопросе о том, какие документы нужны для оформления наследства, следует полностью доверять нотариусу. Чем сложнее дело, тем внушительнее список справок и свидетельств.

По истечении 6 месяцев следует повторно обратиться в нотариальную контору. Наследникам выдаётся свидетельство, которое подтверждает право собственности на полученное имущество.

Предыдущая
НаследствоПолучение наследства в России: как платится налог с имущества
Следующая
НаследствоСроки вступления в наследство после смерти родственника
Перечень документов, необходимых для вступления в наследство