Прописаться в квартире, как принято говорить в переводе на юридический язык, означает — получить регистрацию по постоянному месту жительства. При этом вовсе не обязательно быть собственником жилья. Более того, необязательно даже, чтобы квартира была приватизирована. Однако в зависимости от формы собственности, перечень того, что нужно, чтобы прописаться в квартире, несколько меняется.

Регистрация собственника квартиры

Для того чтобы оформить прописку в новой квартире (как на первичном, так и на вторичном рынке), гражданину необязательно выписываться с прежнего места жительства, где он был ранее прописан. Работники паспортного стола обязаны сами оформить выписку и прописку. Однако зачастую делать они этого не хотят и пытаются переложить обязанности по оформлению выписки на самого гражданина.

Можно настоять на своём, однако в этом случае процесс выписки-прописки будет занимать от двух недель до месяца. Ускорить этот процесс можно, оформив выписку самостоятельно. Для того чтобы прописаться в своей квартире, в органы регистрационного учета необходимо предоставить следующие документы:

  • внутренний паспорт РФ;
  • документ, который может подтвердить выписку;
  • военный билет;
  • бумаги, которые смогут подтвердить право владения квартирой.

Если документа, подтверждающего регистрацию права собственности нет, то надо предоставить другие основания для прописки, например, договор о покупке недвижимости, свидетельство о наследовании и другое.

Прописка по согласию владельца

Однако прописка может осуществляться не только собственниками. Владелец жилья может иметь несколько квартир во владении, но обязан быть зарегистрирован лишь в одной. Порядок же регистрации не собственников для прописки постоянной или временной похож на предыдущий процесс.

Владельцу жилья прописать кого-либо так же просто, как и прописаться собственнику в своей квартире. Прежде всего, для этого нужно его принципиальное согласие, ибо без желания хозяина жилья не смогут зарегистрироваться даже его ближайшие родственники. Если собственник согласен, то каждому из тех, кто будет прописан в квартире, нужно посетить паспортный стол и заполнить соответствующий бланк заявления. Образцы, как правило, висят на информационных стендах.

Бывают также случаи, когда пишется общее заявление на всех регистрируемых. Взрослые заполняют соответствующее заявление сами, за несовершеннолетних пишут их опекуны или родители, а собственник, в свою очередь, пишет заявление о согласии на прописку указанных лиц в своей квартире.

От собственника в этом процессе понадобятся документы, что и для прописки владельца в своей квартире:

  • паспорт общероссийского образца;
  • свидетельство о регистрации права, выданное органами Росреестра;
  • документ о воинском учете.

Регистрируемые, в свою очередь, должны иметь при себе оригинал паспорта, а для несовершеннолетних лиц нужно не забыть свидетельство о рождении.

Стоит помнить, что во всех случаях при выписке с предыдущего места постоянной регистрации и оформлении новой прописки, для военнообязанных граждан необходимо, помимо выписки с прошлого места жительства, еще и сняться с военного регистрационного учета и после прописки обязательно сходить в районный военкомат и встать на учет по уже новому месту пребывания.

Особенности муниципального жилья

Однако в РФ, помимо собственных квартир, существует и форма муниципальной жилплощади. В том, чтобы прописаться в муниципальной квартире, также нет ничего трудного. У муниципальной квартиры есть своеобразный аналог собственника — это наймодатель в лице органа местного самоуправления. Именно он дает согласие на прописку лиц, проживающих в муниципальном жилье.

Если тот, кого требуется прописать, не является родственником нанимателя, то последний случай должен обратиться в Департамент управления имуществом (или аналогичную структуру, в ведении которой находится муниципальное жилье) своего города и написать соответствующее заявление о том, что он хочет прописать человека. Вся информация и образцы заявлений в обязательном порядке должны быть размещены на информационном стенде этой организации.

В том случае, если площадь квартиры по меркам региона, в котором происходит этот процесс (в разных регионах разные учетные нормы по жилой площади) способна вместить тех людей, которых хочет прописать наниматель, департамент дает разрешение на прописку и выдает соответствующий документ. После этого нанимателю и людям, которые хотят получить прописку в квартире, необходимо обратиться в органы, осуществляющие регистрацию с пакетом необходимых документов. Нанимателю надо иметь при себе:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • договор социального найма или же ордер (документы, которые могут подтвердить право пользования квартирой);
  • письменное разрешение из департамента (необходимо в том случае, если прописываемый не является родственником нанимателю).

Гражданам, на которых оформляется регистрация необходимо иметь при себе паспорта, свидетельства о рождении для несовершеннолетних, а также документы, подтверждающие выписку с предыдущего места проживания.

Наниматель и прописываемые заполняют соответствующие документы в отделении паспортного стола, паспортный стол также вправе выдать единый документ для всех лиц. Информацию о заполнении и бланки должны предоставить работники паспортного стола в обязательном порядке.

Граждане отдают в паспортный стол оригиналы паспортов для отметки о новой регистрации. Если выписка с предыдущей жилплощади проведена заблаговременно, то процесс прописки может занять всего один день. Если же нет, то процесс может занять от одной до двух недель.

Важно помнить, что сдача оригиналов паспортов РФ — вынужденная мера для всех лиц, которые желают прописаться. Разнятся лишь сроки. Однако в случае длительного срока оформления человек вправе запросить регистрационную службу выдать документ, который временно будет удостоверять его личность.

Современные способы

Время не стоит на месте и теперь в России, чтобы прописаться в квартире, можно зарегистрироваться на портале Государственных услуг и заказать соответствующую услугу. Она является бесплатной. Однако с помощью этого портала нельзя прописать человека. Это лишь возможность записаться в электронную очередь, чтобы облегчить процесс хождения по кабинетам и стояния в очередях.

Не всегда есть возможность подойти в регистрационную службу всем одновременно: собственнику или нанимателю и людям, которые желают прописаться. Причины могут быть различными и вполне уважительными: например, старость или болезнь. Существуют способы прописаться без личного присутствия собственника.

Первый способ состоит в том, чтобы собственник заполнил нотариальную доверенность на того человека, который будет выступать за него в паспортном столе. Нотариус поможет верно и грамотно заполнить доверенность. Также собственнику необходимо написать заявление о согласии на регистрацию.

Способ второй похож на первый. Здесь также необходим нотариус. Если собственник вследствие любой причины не может прийти в паспортный стол, то в таком случае имеет смысл вызвать нотариуса, который заверит заявление и выдаст соответствующий бланк для заполнения собственником. В случае если собственник не может подписать документ, привлекается рукоприкладчик, который сделает это за собственника (им может быть любой незаинтересованный в сделке человек, дееспособный, с паспортом).

Далее, по получению соответствующего нотариально заверенного документа, алгоритм действий повторяется в зависимости от формы собственности на квартиру.

В целом, для того, чтобы прописаться в квартире, необходим небольшой набор документов и минимум действий. Прописка является бесплатной услугой и, весь процесс понятен. Поэтому не имеет смысла обращаться в платные юридические конторы с этим вопросом. И в любом случае, лучше прописаться законно, чем клюнуть на часто встречающиеся предложения купить прописку. Это может закончиться серьезными неприятностями, в том числе и крупным штрафом.

Предыдущая
НедвижимостьНалоговый вычет при покупке квартиры в ипотеку
Следующая
НедвижимостьКак оспорить и уменьшить кадастровую стоимость квартиры или дома
Как прописаться в квартире: порядок процесса регистрации