По завещанию можно передать любое материальное имущество: автомобиль, квартиру, участок под строительство и даже ценные бумаги. Оценка акций для вступления в наследство является обязательной юридической процедурой. Без неё невозможно определить размер госпошлины, оплачиваемой при вступлении в права наследования. Как и все другие юридические процедуры, правила оценки акций регламентируются законом и имеют свои особенности.
Классификация ценных бумаг
Акциями называют ценные бумаги, которые определяют степень прав их владельца на распоряжение имуществом и доходом предприятия. Как правило, чем больше акций принадлежит человеку, тем обширнее его права в компании.
Однако ценность этих документов определяется не только их количеством, но и другими параметрами:
- типом бумаг;
- степенью доходности;
- сроком существования;
- происхождением;
- уровнем риска;
- формой собственности.
Классифицировать и оценить такое имущество самостоятельно практически невозможно. Для этого нужного обладать специальными знаниями в сфере экономики и инвестиций. Поэтому наследникам нужно обратиться в специальную компанию по оценке рыночной стоимости акций.
Для нотариуса крайне важна эта информация. Ведь без неё наследнику невозможно вступить в права собственности.
Порядок оценки акций
Ценные бумаги наследуются так же, как и другие категории имущества, то есть по закону или завещанию. В исключительных случаях наследники оспаривают свои права через суд. Для вступления в права наследования обязательно нужно посетить нотариальную контору.
Обращение к нотариусу
Согласно действующему законодательству, обращаться к нотариусу можно в течение 6 месяцев после смерти наследодателя. Однако для того, чтобы избежать обесценивания бумаг и других неприятных ситуаций, оформление наследства нужно произвести как можно быстрее.
Это связано с тем, что до вступления в право наследования новым собственником другие акционеры компании имеют право распоряжаться имуществом фирмы в соответствии с их полномочиями. То есть они могут продать, передать или обменять часть имущества без согласования с предполагаемым наследником. Оспорить их действия в суде будет крайне сложно.
Для обращения в нотариальную контору нужно приготовить:
- Свидетельство о смерти наследодателя.
- Паспорт получателя имущества.
- Заявление на получение имущества.
- Документы, подтверждающие наличие родственной связи с усопшим, или завещание.
- Выписку из соответствующего реестра, в которой будет указана информация о бумагах, принадлежащих наследодателю.
Нотариус обязан предоставить бланк заявления и проконсультировать по поводу его заполнения. Если наследников имущества несколько, ценные бумаги делятся в процентных соотношениях, указанных в завещании. В случае отсутствия такого документа имущество распределяется между наследниками первой и второй очереди, в соответствии с общими правилами.
После предъявления общего пакета документов и оглашения завещания можно приступать к оценке стоимости наследства.
Определение стоимости имущества
Оценка акций подразумевает проведение глубокого экономического анализа большого количества документов. От установленной стоимости имущества зависит размер госпошлины, которую необходимо оплатить для вступления в наследство. Профессионализму и репутации компании-оценщика нужно уделить особое внимание. Именно от правильности их оценки зависит выгода, полученная наследником от имущества.
С компетентной фирмой заключается договор, оговариваются сроки работы и стоимость услуги. Длительность проведения анализа зависит от объёма наследованных акций и их специфики. Как правило, оценка акций занимает от нескольких часов до 5 рабочих дней. Стоимость услуги варьируется от 2000—15000 рублей.
Специалисты компании могут использовать разные способы оценки имущества:
- сравнительный (анализируется аналогичный пакет акций другой компании);
- затратный (изучаются цены на подобные бумаги);
- доходный (изучается наличие спроса).
После завершения оценки наследнику выдаётся соответствующий документ. В нём содержится подробная информация о рыночной стоимости акций, список законодательных актов, курс валют и другая информация, использованная для работы. Стоит обратить внимание на то, что документ должен быть заверен подписью и печатью компании.
Особенности процедуры
Процедура исчисления стоимости ценных бумаг нередко сопряжена с некоторыми трудностями. Чаще всего они возникают из-за недостатка документации для проведения качественного анализа. Кроме этого, некоторые предприятия недобросовестно относятся к заполнению и хранению бухгалтерских отчётов. Из-за отсутствия налоговых отчётов цена акций может быть существенно занижена.
Существуют и другие проблемы, возникающие при проведении анализа:
- Наличие нескольких лиц, претендующих на акции. В этом случае наследство делится на несколько частей, анализировать приходится каждую долю отдельно.
- Возможность возникновения споров с другими акционерами.
- Вероятность обесценивания бумаг за период оформления наследства.
Для того чтобы избежать возможных неприятностей, имеет смысл заручиться помощью квалифицированного юриста по наследственным делам.
Вступление в наследство
Завершительным этапом оформления наследства является оплата госпошлины. Для её расчёта нужно предъявить нотариусу заключение эксперта по оценке стоимости акций.
По общим правилам госпошлина составляет 0,6% от стоимости завещанных акций, но не более 1 млн рублей. Скидка предоставляется только наследникам первой очереди: супруге или супругу, детям, родителям, родным братьям и сёстрам. Эта категория лиц оплачивает лишь 0,3% от стоимости полученных акций, но не больше 100 тыс. рублей.
После предъявления всех документов и справок нотариус тщательно проверяет достоверность полученной информации. В случае отсутствия ошибок выдаётся свидетельство о праве на наследство.
Однако даже его наличие не делает наследника полноправным правообладателем ценных бумаг. Распоряжаться акциями можно только после внесения записи в реестр акционеров. Следует внимательно изучить устав фирмы. Ведь в нём прописан перечень прав, предоставленных владельцам долей компании.