В условиях рыночных отношений производители стремятся отличаться от конкурентов. Они используют средства индивидуализации, к числу которых относятся знаки обслуживания. Статья содержит информацию о том, что это такое и для чего используется. Разъясняет, как защитить знак обслуживания и какие права имеют создатели.

Знак обслуживания

Термин раскрывается в статье 1477 действующего Гражданского кодекса. Под ним понимается буквенный, графический или иной символ, индивидуализирующий компанию, предпринимателя. Знак обслуживания призван отличать услуги одного продавца от аналогичного продукта другого.

Служит инструментом для придания индивидуальности виду деятельности производителя. Характеристика достигается за счет того, что знак обслуживания должен быть зарегистрирован в патентном ведомстве в ФГБУ ФИПС (Роспатент) законным образом.

Виды

Разновидности знаков разнообразны. В авторском праве различают:

Представляют имена известных личностей (Наполеон, Леонардо, Чайковский), названия стран, городов, населенных пунктов, животных (тигр, леопард, орел, аист), растений (Эдельвейс, ландыш, магнолия). Узнаваемы потребителями, легко создаются. Часто используются производителями.
Выражаются рисунками, символами, орнаментами, узорами. Популярность, узнаваемость графических знаков определяется простотой графического изображения, броскостью. Распространенный вид средств индивидуализации после словесных обозначений.
Включают индивидуализированные объемные знаки: оригинальная упаковка, присущая определенному производителю, форма подачи услуги. Разработка требует денежных затрат. Позволить себе ее могут крупные компании.
Часто используемый вид товарных знаков. Могут включать одновременно словесное обозначение, выполненное в определенной графической или трехмерной форме (McDonalds, Starbucs, KFC).

Цель использования знака обслуживания

Необходим производителям услуг для индивидуализации собственной торговой марки: привлечения потребителей, легкого запоминания ими, ненавязчивого понуждения пользоваться услугами. В условиях жесткой рыночной конкуренции выступает дополнительным фактором, позволяющим компании, отдельному производителю продолжать деятельность, выделяться среди продавцов аналогичных услуг.

Правообладатели знака обслуживания

По смыслу норм Гражданского кодекса России, правообладатель – юридическое или физическое лицо, которому принадлежит средство индивидуализации. Часто правообладатель и создатель не тождественны, первый обладает полным набором прав по отношению к результату труда второго.

Организация или индивидуальный предприниматель могут считаться правообладателями знака обслуживания после регистрации товарного знака его надлежащим образом в Роспатенте. С этого момента они могут рассчитывать на судебную защиту прав, если знак обслуживания незаконно используется иными лицами. Не имеет значения, используется ли правообладателем товарный знак.

За период существования товарного знака обладатели могут меняться. Он может быть переоформлен на иного владельца путем продажи, дарения, наследования и другими способами, не запрещенными законодательством.

Правомочия правообладателей знака обслуживания

Законный обладатель знака обслуживания вправе использовать его для индивидуализации деятельности. Может использовать его на вывесках, визитках, сайте, рекламных кампаниях.

Закон предоставляет правообладателям возможность защиты средства индивидуализации в судебном порядке от притязаний третьих лиц. Большинство подобных дел рассматривается положительно.

Правообладатели могут отказаться от прав на знак обслуживания. Имеют возможность продать, подарить правомочия. Закон дает право обладателям средства индивидуализации аннулировать запись о регистрации в реестре Роспатента.

Защита права на знак обслуживания

Законом установлено, что в случае несанкционированного использования знака обслуживания третьими лицами, обладателем применяется судебная защита прав. Для этого предусмотрена следующая последовательность действий:

  1. Направление претензии в адрес виновной стороны. В тексте обращения правообладателю необходимо указать, в чем состоит нарушение, требование об устранении. Иногда в претензионных письмах указывают размер компенсации, подлежащей выплате за нарушение прав обладателя. Документ направляется заказным письмом почтой России.
  2. Обращение в суд с исковым заявлением. К этому этапу можно переходить спустя месяц после направления претензии. Если ожидаемых ответных действий не последовало, составляется иск. Указываются обстоятельства спора, нормативные акты, подтверждающие обоснованность требований заявителя. Обладатель права должен приложить документальные доказательства: свидетельство о регистрации права, претензионные письма и подтверждения их отправки, доказательства нарушения права. Перечень доказательств, указанный в законе, не закрытый. Заявитель может прикладывать к иску любые документы, аудио-, фото-, видеозаписи, добытые законным путем. Можно привлекать свидетелей. Исковое заявление направляется в районный суд (если одна из сторон спора – физическое лицо) или арбитражный суд по месту нахождения нарушителя.
  3. Участие в судебном процессе. Когда суд примет заявление к производству, будет назначена дата рассмотрения иска. Для того, чтобы шансы на победу в суде увеличились, правообладателю необходимо присутствовать на судебном заседании, чтобы озвучить позицию и ответить на вопросы суда при необходимости. Можно привлечь представителя, оформив доверенность.
    • В случае, если исковое заявление составлено правильно, приложенные доказательства полные и достоверные, у истца не будет проблем с победой в суде. Заявитель может отказаться от иска, заключить мировое соглашение. Заседание может проводится несколько раз, если суд посчитает необходимым. Срок рассмотрения дела – до 6 месяцев.
  4. Ответчик вправе обжаловать решение суда. Вышестоящей судебной инстанции подается апелляционная жалоба, тогда срок выдачи решения затянется на 2-3 месяца.
  5. Исполнение решения. Копию судебного акта получают обе стороны: истец и ответчик. Не всегда виновное лицо выполняет возложенные обязанности. В этом случае суд выдает истцу исполнительный лист. Документ необходимо направить органам принудительного исполнения судебных решений – службу судебных приставов. Исполнители ФССП возбудят производство относительно ответчика: взыскивать задолженность, понуждать к совершению предписанных действий.

Предприниматели и организации не обходятся без использования знака обслуживания. Они выделяют себя среди поставщиков аналогичных услуг, запоминаются потребителям. Лицо, владеющее средством индивидуализации – правообладатель. Обладатели могут распоряжаться средством: продавать, дарить, передавать по наследству. Закон защищает правообладателей знака обслуживания, предоставляя право защиты в судебном порядке.

Предыдущая
Что такое наследственный фонд
Следующая
Как определить порядок общения с детьми после развода родителей

Вас заинтересует

Что такое знак обслуживания