Когда приходит решение купить новое жильё, возникает вопрос о том, какие документы нужны для продажи квартиры прежней. Для начала следует озаботиться подтверждением права владельца на объект собственности: есть ли запись в ЕГРН — Едином Государственном реестре недвижимости о предмете планируемой сделки. Базовый пакет документов один, но разные варианты оформления соглашения предполагают предоставление дополнительных сведений.

Личность продавца

Чтобы определить, какие документы требуются для продажи квартиры, начинать нужно с личности хозяина. Заключить сделку на торг объекта может только собственник, право которого зафиксировано свидетельством, договором о приобретении, дарении или наследовании, регистрацией в Госреестре, решением суда. К документам, свидетельствующим, что человек является тем, кем представляется, и имеет право заключать письменную сделку, относят:

  • паспорт собственника или его доверенного лица;
  • свидетельство о рождении, если владелец жилья несовершеннолетний, и удостоверение опекуна: до 14 лет сделки за него проводят родители или законные представители, а от 14 до 18 — может действовать сам с согласия обозначенных взрослых;
  • доверенность, заверенная нотариально, её выдаёт собственник дееспособному лицу, которому поручает оформление продажи — риелтору, родственнику, знакомому, другу; копия паспорта владельца жилья прикладывается;
  • удостоверение офицера, когда собственник военнослужащий.

Если квартира продаётся одним из супругов, потребуется письменное согласие другой половины с отметкой нотариуса. Помещение, приобретённое в браке, является совместно нажитым.

Варианты продажи

Важен способ покупки — от этого зависит, какие документы для продажи квартиры потребуются. Основной — за наличный расчёт, для него пакет бумаг наименьший. Другие формы покупки предполагают представление дополнительных документов:

  • ипотека, в том числе военная — проверку чистоты сделки осуществляет сам банк, собирая соответствующую информацию;
  • материнский капитал — сертификат выдают после тщательного изучения квартиры;
  • несовершеннолетние дети в собственниках жилья — здесь для оформления договора потребуется разрешение от органов опеки.

Процедура продажи с оборотом наличных средств несложная: надо собрать требуемые регламентом регистрации свидетельства, составить договор и соглашение о порядке расчёта. При внесении аванса за квартиру составляется расписка. Окончательная сумма уплачивается при подписании документов или после официальной регистрации смены собственника. В последнем случае передачу денег осуществляют через банковскую ячейку по факту получения выписки ЕГРН. При расчёте в день сделки следует предусмотреть договором случай отказа в регистрации, чтобы возврат полученных средств не затянулся.

Основные документы

Готовиться к сделке по отчуждению собственности нужно заблаговременно, чтобы в спокойной обстановке ничего не упустить и быть готовым предъявить потенциальному покупателю необходимую бумагу. Существует упрощённый перечень документов для купли продажи квартиры, достаточный, чтобы оформить сделку:

  • удостоверяющее личность собственника или его представителя свидетельство;
  • доверенность — при необходимости;
  • согласие второго супруга, если квартира совместно нажита, и документ о заключении брака; этого не потребуется, когда жильё получено в дар, унаследовано по завещанию, или собственник является вдовцом — в последнем случае потребуется оригинал свидетельства о смерти;
  • справку от инспекции ФНС об оплате имущественного налога;
  • выписка ЕГРН или другой акт, подтверждающий право собственности на предмет сделки; первый документ содержит информацию обо всех юридических действиях в отношении квартиры за 20 лет, включая обременения и ограничения имущественных прав;
  • справки ЖЭК — жилищно-эксплуатационной конторы о прописанных на продаваемой площади людях и отсутствии задолженности по коммунальным платежам не более, чем трёхдневной давности.

Договор составляют в 3 экземплярах: по одному продавцу и покупателю, контрольный хранится в Росреестре. Расширяется перечень документов для продажи квартиры в особых случаях.

Дополнительные бумаги

Основной список свидетельств и справок при покупке жилья на условиях ипотечного кредита потребуется дополнить ещё одним обязательным документом со стороны продавца — заключением о вменяемости собственника квартиры. Представления бумаги требует банк, желая быть уверенным, что впоследствии сделка не будет оспорена под предлогом ничтожности. Справку выдают наркологический и психоневрологический диспансеры.

Помимо этого документа, хозяин квартиры, продаваемой по ипотеке, должен обеспечить доступ в помещения объекта оценщикам, которых направит банк определить рыночную стоимость жилья. Сумма, установленная в проекте договора, необязательно совпадёт с котировочной цифрой.

Полезно знать, какие документы надо для продажи квартиры, находящейся в долевой собственности. Основной набор бумаг сохраняется, но потребуются и другие: согласие совладельцев на отчуждение части площади и письменный отказ от преимущества в приобретении доли.

Если для покупки продаваемой впоследствии квартиры использовался материнский капитал, то потребуется справка о ненарушении прав несовершеннолетних. Проживание детей на продаваемой площади предопределяет участие органов опеки в процессе продажи старой и приобретения новой квартиры. Разрешение на сделку будет выдано, если не ухудшаются условия проживания несовершеннолетних.

Следующая
Купля-продажаПорядок получения государственной субсидии на покупку жилья
Какие документы нужно подготовить для продажи квартиры