В преддверии вступления в силу технического регламента на химическую продукцию всем поставщикам, производителям и импортерам следует еще раз проверить наличие и сроки действия паспорта безопасности.

Документ существует в двух вариантах:

Межгосударственная версия паспорта безопасности химического вещества по ГОСТ (далее – ПБХВ).
MSDS (Material Safety Data Sheet).

Оба вида документа, по сути, выполняют одинаковую роль, а именно содержат:

  • подробную информацию о составе химической продукции;
  • потенциальные риски для жизни, здоровья людей и окружающей среды;
  • меры предосторожности при использовании хим. продукта на различных этапах жизненного цикла, порядок утилизации и пр.
Паспорт безопасности входит в состав сопроводительной документации на товар

Необходим для таможенного оформления груза, проведения оценки соответствия, реализации, перевозки, использования по назначению, а также для устранения негативных последствий в результате возможных чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Форма MSDS требуется для экспорта/импорта товаров химической продукции в другие государства. Для внутреннего товарооборота достаточно паспорта безопасности, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 30333-2007. Этот национальный стандарт действует до 1 июня 2022 года из-за разработки и утверждения нового ГОСТ Р 58475-2019.

Для какой продукции оформляется MSDS?

Международная форма документа требуется для продукции, включенной в следующие перечни:

  • директива 67/548/ЕЕС и Директива 1999/45/ЕС (растворы, смеси и вещества повышенной опасности);
  • списки №13 и №14 регламента REACH;
  • отходы производства предприятий химической промышленности.

Разработка паспорта безопасности MSDS должна осуществляться до выпуска в обращение опасных для человека и экологии изделий. Таким образом, предприниматель информирует потребителей и контролирующие инстанции о степени потенциальной опасности вещества, правилах безопасного использования продукта.

Его необходимо оформлять практически для каждого товара, в состав которых входят химические вещества и их соединения.

Если законодательные требования игнорируются, MSDS отсутствует, то при ввозе/вывозе подконтрольной продукции на таможне могут возникнуть сложности. Груз задерживают на границе, что влечет дополнительные расходы из-за простоя и организации хранения продукции на СВХ, штрафов за срывы сроков поставки.

Как выглядит паспорт безопасности?

Для оформления документа не применяются какие-либо специальные бланки. Паспорт безопасности составляется на обычных листах, которые нумеруются и сшиваются в один документ. Оформление паспорта проводится по общим требованиям к документации. Стандартная структура ПБХВ включает 16 основных разделов, однако они могут быть дополнены или сокращены в зависимости от особенностей объекта. Документ содержит следующую информацию:

1. Идентификация изготовителя. Полное и краткое название фирмы, фактический и юридический адрес, телефоны, ОГРН и прочие сведения.

2. Идентификация объекта. Точное наименование, код ТН ВЭД.

3. Описание. Базовые свойства и характеристики товара.

4. Потенциально возможные риски. Приводятся коды в соответствии с классификатором СГС.

5. Состав. Перечень компонентов и веществ в соответствии с международной классификацией, указываются их номера CAS.

6. Порядок устранения последствий при возникновении ЧС. Симптомы поражения и первая помощь пострадавшим.

7. Обеспечение взрывобезопасности и пожаробезопасности. Требования к упаковке, обеспечению безопасных условий – влажность, температура, вибрация и пр.

8. Специфические свойства. Токсичность, воспламеняемость, ядовитость и пр.

9. Профилактика ЧС. Рекомендации по транспортировке, хранению, погрузке/разгрузке.

10. Условия транспортировки. Вид допустимого транспорта, специфические условия, применяемая тара, максимальное время перевозки, маркировка.

11. СИЗы. Средства защиты, использование которых обязательно для взаимодействия с химическим веществом, смесью, раствором.

12. Отдельные физико-химические показатели. Устойчивость, склонность к реакциям.

13. Порядок утилизации.

14. Правовая информация. Законы, директивы, постановления.

15. Техническая документация. ГОСТы, технические условия, стандарты.

16. Дополнительные сведения. Приложения, перечень вносимых изменений и пр.

Как правило, ПБХВ, что оформляется по ГОСТ 30333-200, имеет срок действия:

  • 5 лет – в отношении малоопасной продукции;
  • 3 года – для чрезвычайно опасных химических веществ.

Лист MSDS в большинстве случаев оформляется один раз, не имеет ограничений по времени.

Как оформить данную документацию читайте на сайте центра «MosЕАС».

 

Предыдущая
БизнесОсобенности оформления сертификата пожарной безопасности продукции
Следующая
БизнесКак правильно написать ответ на предписание Роспотребнадзора?
Разработка паспорта безопасности химического вещества MSDS