В преддверии вступления в силу технического регламента на химическую продукцию всем поставщикам, производителям и импортерам следует еще раз проверить наличие и сроки действия паспорта безопасности.
Документ существует в двух вариантах:
Оба вида документа, по сути, выполняют одинаковую роль, а именно содержат:
- подробную информацию о составе химической продукции;
- потенциальные риски для жизни, здоровья людей и окружающей среды;
- меры предосторожности при использовании хим. продукта на различных этапах жизненного цикла, порядок утилизации и пр.
Необходим для таможенного оформления груза, проведения оценки соответствия, реализации, перевозки, использования по назначению, а также для устранения негативных последствий в результате возможных чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Форма MSDS требуется для экспорта/импорта товаров химической продукции в другие государства. Для внутреннего товарооборота достаточно паспорта безопасности, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 30333-2007. Этот национальный стандарт действует до 1 июня 2022 года из-за разработки и утверждения нового ГОСТ Р 58475-2019.
Для какой продукции оформляется MSDS?
Международная форма документа требуется для продукции, включенной в следующие перечни:
- директива 67/548/ЕЕС и Директива 1999/45/ЕС (растворы, смеси и вещества повышенной опасности);
- списки №13 и №14 регламента REACH;
- отходы производства предприятий химической промышленности.
Разработка паспорта безопасности MSDS должна осуществляться до выпуска в обращение опасных для человека и экологии изделий. Таким образом, предприниматель информирует потребителей и контролирующие инстанции о степени потенциальной опасности вещества, правилах безопасного использования продукта.
Его необходимо оформлять практически для каждого товара, в состав которых входят химические вещества и их соединения.
Если законодательные требования игнорируются, MSDS отсутствует, то при ввозе/вывозе подконтрольной продукции на таможне могут возникнуть сложности. Груз задерживают на границе, что влечет дополнительные расходы из-за простоя и организации хранения продукции на СВХ, штрафов за срывы сроков поставки.
Как выглядит паспорт безопасности?
Для оформления документа не применяются какие-либо специальные бланки. Паспорт безопасности составляется на обычных листах, которые нумеруются и сшиваются в один документ. Оформление паспорта проводится по общим требованиям к документации. Стандартная структура ПБХВ включает 16 основных разделов, однако они могут быть дополнены или сокращены в зависимости от особенностей объекта. Документ содержит следующую информацию:
1. Идентификация изготовителя. Полное и краткое название фирмы, фактический и юридический адрес, телефоны, ОГРН и прочие сведения.
2. Идентификация объекта. Точное наименование, код ТН ВЭД.
3. Описание. Базовые свойства и характеристики товара.
4. Потенциально возможные риски. Приводятся коды в соответствии с классификатором СГС.
5. Состав. Перечень компонентов и веществ в соответствии с международной классификацией, указываются их номера CAS.
6. Порядок устранения последствий при возникновении ЧС. Симптомы поражения и первая помощь пострадавшим.
7. Обеспечение взрывобезопасности и пожаробезопасности. Требования к упаковке, обеспечению безопасных условий – влажность, температура, вибрация и пр.
8. Специфические свойства. Токсичность, воспламеняемость, ядовитость и пр.
9. Профилактика ЧС. Рекомендации по транспортировке, хранению, погрузке/разгрузке.
10. Условия транспортировки. Вид допустимого транспорта, специфические условия, применяемая тара, максимальное время перевозки, маркировка.
11. СИЗы. Средства защиты, использование которых обязательно для взаимодействия с химическим веществом, смесью, раствором.
12. Отдельные физико-химические показатели. Устойчивость, склонность к реакциям.
13. Порядок утилизации.
14. Правовая информация. Законы, директивы, постановления.
15. Техническая документация. ГОСТы, технические условия, стандарты.
16. Дополнительные сведения. Приложения, перечень вносимых изменений и пр.
Как правило, ПБХВ, что оформляется по ГОСТ 30333-200, имеет срок действия:
- 5 лет – в отношении малоопасной продукции;
- 3 года – для чрезвычайно опасных химических веществ.
Лист MSDS в большинстве случаев оформляется один раз, не имеет ограничений по времени.
Как оформить данную документацию читайте на сайте центра «MosЕАС».
Предыдущая