Если товар российского или импортного производства не требует проведения обязательной сертификации/декларирования/госрегистрации перед выпуском в обращение на территории РФ и Евразийского союза, то можно получить специальный документ от уполномоченного органа – отказное письмо (далее по тексту – ОП). Документ оформляется в добровольном порядке и служит для решения практических задач держателя, исключения заминок при ведении коммерческой деятельности.

Что такое отказное письмо?

Под ОП понимается информационный (разъяснительный) документ, который в инициативном порядке получают на продукцию:

  • изготовители;
  • уполномоченные ими лица (например, дилеры);
  • поставщики, продавцы.

Документ официально подтверждает, что законодательство России и Таможенного Союза не предписывает проводить оценку соответствия для заявленного товара перед выпуском в обращение. Оно удостоверяет, что для производства, продажи, импорта изделий не требуется разрешительная документация.

Получить ОП можно на те виды продукции, которые не упомянуты в технических регламентах ЕАЭС и Постановлении Правительства РФ №982.

Например, письмо оформляется:

☑ на коллекционные модели игрушек;
☑ отделочные материалы из натурального камня;
☑ одежду б/у;
☑ аксессуары для волос, макияжа;
☑ сантехнику;
☑ металлопрокат;
☑ фурнитуру;
☑ прочее.

ОП оформляется уполномоченными органами, которые аккредитованы на оценку соответствия конкретных категорий продукции. Проверить, распространяются ли их полномочия на конкретный вид изделий, можно на официальном сайте Росаккредитации. Фактически, документ содержит аргументированный ответ на вопрос предпринимателя о необходимости сертификации со ссылками на законодательные акты.

ОП выдается на неопределенный срок. Но актуальность сертификационных перечней необходимо отслеживать, так как они регулярно расширяются.

Для каких целей оформляется отказное письмо?

Это официальное подтверждение отсутствия законодательных требований о сертификации конкретной категории изделий. Имея документ на руках, предприниматель избавляется от необходимости вести споры и прения с контролирующими инстанциями и бизнес-партнерами. ОП требуется в следующих случаях:

Письмо предоставляется деловым партнерам (корпоративным клиентам, торговым сетям, маркетплейсам) при проведении переговоров и заключении контрактов, при подаче заявок на участие в закупочных процедурах.
Документация позволяет беспрепятственно совершать экспортно-импортные операции с продукцией, исключает риск возникновения задержек в таможенном оформлении из-за сложностей в идентификации товара и принятия решения о необходимости оценки его соответствия.
ОП предъявляется государственным контролирующим инстанциям, если те необоснованно требуют у предпринимателя разрешительную документацию. Оно позволяет избежать споров, судебных разбирательств, штрафов.

Во всех перечисленных случаях оформление документа в интересах самого бизнесмена, потому что он исключает многие риски, которые возникают при ведении коммерческой деятельности.

Каков порядок оформления отказного письма

В целях получения ОП бизнесмен обращается в центр сертификации (ЦС), где получает консультации и всестороннюю поддержку экспертов.

Чтобы оформить отказное письмо по сертификации для торговли, от заявителя требуется следующий пакет документации:

  • заполненная заявка;
  • регистрационные свидетельства;
  • устав и реквизиты компании-заявителя;
  • подробные сведения о продукции: название, функциональное назначение, код ТН ВЭД (если известен), состав, основные характеристики;
  • производственный стандарт: технические условия или ГОСТ (требуется на российские изделия);
  • импортный контракт со счетами, спецификациями, товарными накладными и т.д. (на иностранные изделия);
  • иные сведения по запросу экспертов.

После получения необходимой документации эксперты анализируют информацию и определяют код ТН ВЭД на продукцию, далее сравнивают его с сертификационными перечнями. Если обязательная оценка не предусмотрена, организуется получение ОП в аккредитованном органе. Документ предоставляется заявителю на бумажном носителе, с подписями уполномоченных лиц и оттиском печати. Его регистрация в электронных реестрах не предусмотрена по законодательству.

Отбор образцов продукции и их лабораторные испытания не требуются, поэтому работа ведется в дистанционном формате. Процесс получения занимает не более 1-2 рабочих дней.

Предыдущая
БизнесПорядок получения экспертных заключений
Следующая
БизнесОформление ЭЦП
Зачем нужно отказное письмо